Жизненное кредо В. Г. Мулявина

Владимир Мулявин «Лично меня волнует только одно: работа. Новые песни, новые программы, непохожие на предыдущие, люди, которые нас будут слушать. Мы хотим вести зрителя за собой, а не плестись у него в хвосте. Песня современна лишь тогда, когда она волнует сегодня, а по возрасту это может быть очень старая песня, как, например, те, что поем мы. Песня станет для всех, когда в основе ее мысль, волнующая людей, вечная проблема, большое чувство. Любовь, разлука, горе, радость, тысячи оттенков человеческих чувств и отношений, отлившиеся в народных песнях слова-формулы, «ходячие» истины»».

Эти слова В. Г. Мулявина более похожи на жизненное кредо, потому что его работа — поиски музыки, услышанной им и предложенной нам. За это народ любил своего Песняра, а правительства разных стран отмечали его заслуги.

Заслуги

Первая награда музыканта — диплом II степени участника II фестиваля молодежи Уралмашзавода за 2-е место в конкурсе оркестровых коллективов, проходившем в 1957 году в родном Свердловске.

Затем было присвоение почетных званий «Заслуженный деятель культуры Польши» в 1980 г., «Народный артист СССР» 28 января 1991 г., высшие награды нашей страны — медаль и орден Франциска Скорины, награждение за выдающиеся заслуги в деле возрождения Отечества Международной федерацией по правам человека при ООН и ЮНЕСКО, Европейской ассоциацией научных институтов и Международным аттестационным советом орденом Крылатого Льва I степени в 1998 году. Данью новым традициям послужила закладка именной плиты-звезды в честь В. Мулявина и ансамбля «Песняры» 21 января 2001 года, что подтверждает сертификат № 45, выданный комитетом по культуре правительства Москвы. Церемония закончилась праздничным фейерверком в честь 60-летия народного артиста, а потом, как часто бывало, предстояла работа — грандиозный концерт в зале «Россия» вместе с оркестром М. Я. Финберга.

А начиналось все в 1963 году

В. Мулявин стал работать в Белорусской государственной филармонии. В октябре 1967 г. после трех лет службы в ансамбле песни и танца БВО, (в армии познакомился с В. Яшкиным, Л. Тышко, В. Мисевичем, А. Демешко), снова работа музыканта-эстрадника в ансамбле «Орбита-67». Н. З. Богуславская однажды на репетиции попросила своих музыкантов спеть, по примеру Э. Пьехи и ансамбля «Дружба». Откликнулся один Мулявин, и тогда впервые услышали и обратили внимание на его голос. В то время Владимир играл на танцевальных вечерах во Дворце культуры камвольного комбината вместе с музыкантами из оркестра радио п/у Б. И. Райского, симфонического оркестра. Но мечтой Мулявина был свой ансамбль с неповторимым лицом. В 1968 г. был сделан первый шаг: армейские друзья вошли в состав эстрадного ревю «Лявониха» и, недолго думая, назвали себя «Лявонами». Репертуар ансамбля состоял из самых разных произведений, но уже появились собственные песни и обработки белорусских народных песен. «Основа репертуара — белорусская народная песня. Это мы решили с самого начала. Мы только добиваемся, чтобы она звучала современно», говорил В. Мулявин.

Когда «Лявоны» готовились к IV Всесоюзному конкурсу артистов эстрады, министр культуры Михаил Александрович Минкович предложил изменить название ансамбля, придумать что-то солидное. Леонид Тышко, перелистывая книги белорусских поэтов-классиков, прочел стихи Я. Купалы «Песняру-белорусу». Слово «Песняры», как все понимали, было из источника национальной культуры, оно само указывало направление в творчестве и ко многому обязывало. Исполнение песен «Ой, рана на Івана», «Хатынь» Лученка, «Ты мне вясною прыснілася» Ю. Семеняко, «Аве Мария» В. Иванова на стихи М. Танка в конкурсной программе произвело сильное впечатление и на жюри, и на слушателей, но первую премию решили не присуждать никому. Представленное артистами музыкальное направление «виа» еще только формировалось и вызывало настороженность. Так или иначе, после конкурса, в 1970 году о «Песнярах» узнала вся страна, и посыпались приглашения на концерты, гастроли…

Успехи

В 1971 г. режиссер В. А. Орлов снял музыкальный телефильм «Песняры», летом в том же году после успешного выступления на фестивале польской песни в Сопоте произошел печально известный концерт в г. Волжском, на котором руководитель ансамбля прекратил несанкционированную съемку местного телевидения. После этого последовал запрет на гастроли, что могло привести к распаду ансамбля. Тогда Владимиру Георгиевичу и В. Яшкину удалось преодолеть произвол чиновников. В январе 1976 г. «Песняры» представляли советскую «Мелодию» на ярмарке фирм грамзаписи MIDEM в Каннах, и после их запоминающегося выступления Сидней Харрис в декабре организовал первые гастроли в США с группой New Christie Minstrels.

В 1976 г. подготовлена фолкопера-притча «Песня пра долю» по поэме Я. Купалы «Адвечная песня», музыка В. Мулявина, либретто и постановка В. Яшкина, В. Гаевая учила артистов сценическому движению.

Герой поэмы — мужик-селянин, при рождении нареченный царем природы. Его царство — большая семья и немного земли. Все умеет он делать, но что бы, ни делал, не приносит достатка. Мужик умирает с горя, затем тень его выходит на свет, чтобы узнать, есть ли счастье для простого человека и, не найдя его, снова возвращается в могилу.

Для исполнения ролей Матери и Жены была приглашена певица Людмила Исупова, А. Кашепаров — Мужик, Л. Борткевич — Весна, Ю. Денисов — Лето, Ч. Поплавский — Осень, В. Мисевич — Зима. Духи (Счастье, Горе, Голод, Холод) — В. Яшкин, В. Николаев, Ю. Денисов, В. Мисевич. Мужики — Л. Тышко, А. Демешко, А. Гилевич. В. Мулявин — в образе Автора — Я. Купалы. Л. Тышко также исполнил роль свата на свадьбе.

В начале 1977 г. началась подготовка, а в 1978 г. прошла премьера спектакля «Гусляр» по мотивам поэмы Я. Купалы «Курган». И. Лученок написал ораторию для дипломной работы в консерватории, а Мулявин переработал ее для рок-ансамбля.

В 1980 г.- календарно-обрядовая программа из 20 народных песен, в 1981 — «Веселые нищие» на музыку И. Паливоды и стихи Р. Бернса, которая целиком редко исполнялась на концертах, в 1982 и 1988 гг. — программы из песен и романсов на стихи Я. Купалы, а всего их было четыре со стихами любимого поэта.

К 40-летию Победы в 1984 г. подготовлена программа «Через всю войну» на стихи поэтов-фронтовиков Твардовского, Кульчицкого, Гудзенко, Кислика, Прокофьева, Купалы, Огнецвет, Бородулина. Вместе со всеми работал участник войны поэт Валентин Тарас, который сам писал и отбирал стихи других авторов. Приглашение для участия в программе он получил, когда В. Мулявин прочел стихи «Возвращение, 1944». Мать в песне на стихи Тараса «Праважала маці сына» говорит, что хотела для него счастливой доли, но добавляет «трэба ратаваці родную краіну». Из строк его стихов появилось название программы: «Каждый вспоминал свою жену, верил в свою звезду, каждый пронес через всю войну два слова: люблю и жду». Эти слова заметил Владимир Георгиевич, и автор был удивлен такой чуткости его музыкального и поэтического слуха.

В 1987 г. появилась программа «Во весь голос». «Мы понимаем, что для многих в зале поэзия Маяковского и наш ансамбль — просто несовместимы. Два года работы над спектаклем убедили нас в обратном. Сегодня встреча с вами поможет нам узнать, кто прав…» Исполнение acapella «Прозаседавшихся» вызывает настроение — радоваться жизни и навсегда забыть о совещаниях. Острая, саркастичная «Появились», где чиновники с «золотыми знаками МОПРа, выучивши «измы», навсегда покончили с мыслями о коммунизме». «Что такое хорошо и что такое плохо?» — с детства каждый знает, что только с ясным представлением этих понятий можно что-либо делать. Аранжировки многих песен были в стиле «new wave», что не было похоже на то, что делал ансамбль раньше. «Мы жили тогда в переходное время — время консерватизма в духовной и социальной жизни, и, видно не случайно В. Мулявин выбрал для себя Маяковского, поэта-подрывника, который все взрывал…».

Премьера программы «Вянок» к 100-летию со дня рождения М. Богдановича, состоялась в Нью-Йорке в зале библиотеки ООН в 1991 г. Когда прозвучали песни «Ой, чаму я стаў паэтам», «Краю мой родны! Як выкляты богам…», «На чужыне», «Слуцкія ткачыхі», «Лявоніха», «Зорка Венера», «Пагоня», всегда сдержанные дипломаты не скрывали эмоций. Аранжировка песен подготовлена О. Молчаном.

25-летие ансамбля было отмечено программой «Голос души» с Камерным хором и фольклорно-этнографическим ансамблем «Хорошки», представленной на Славянском базаре в Витебске в 1994 г. В ней также приняли участие А. Кашепаров, В. Яшкин, А. Пугачева и многие другие, кто хотел пожелать «Песнярам» долгих творческих лет жизни.

Владимир Мулявин всегда был свободен в творчестве, поэтому свобода для него — простое и естественное состояние, как сама жизнь. Это подтверждает программа «Вольность. Казацкая вольница». В ней Владимир Георгиевич органично занял место атамана, самого азартного и задиристого казака. Программа готовилась в 1995 г., в апреле и мае следующего года была показана в Москве и Минске. Автор хотел показать казаков, как объединяющее начало братских славянских народов.

Премьера программы «30 лет спустя» прошла в Москве в зале «Россия» 21 января 2001 г., а на Аллее Звезд была церемония закладки памятного знака «Владимир Мулявин и ансамбль «Песняры». Вместе с молодыми музыкантами на сцену вышли Л. Борткевич и В. Бадьяров.

Выдающийся Песняр

Работа была воплощением непрерывного творческого процесса: на репетициях с ансамблем и наедине, на сценических площадках и в студии, Владимир Георгиевич в любимом белом костюме, напоминающем шляхетскую одежду, его пассы понятные посвященным, увлеченные лица музыкантов…- царит магия музыки Мулявина «со товарищи». Любимому инструменту — гитаре, посвящены проникновенные строчки: «Я тебя никому не отдам, даже лучшему другу…», и слышится легкий полет вдохновения, полет, как итог кропотливого труда, когда возникали песни, которые парадоксально становились шедеврами или же, напротив, безжалостно отвергались. В традиции ансамбля была тяжелая, порой изнурительная работа. Это признают все, кто прошел «мулявинскую» школу, и, как выдающийся результат — феномен непреходящей популярности «Песняров». «Золотой диск» — почетный приз Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», тоже яркое тому подтверждение, так как получить его могли только те исполнители, чьи тиражи пластинок достигали определенного рубежа (в каждой стране это зависело от числа населения). В 1982 г. впервые в СССР его обладателями стали «Песняры». Вероятно, при учреждения приза их успех был примером для советских артистов, который, при этом, установил высокую творческую планку, непреодолимую для конъюнктурщиков.

Неистощимую энергию лидера отметили на студии «Wisseloord» в Голландии, где «Песняры» в 1994 году записывали компакт-диск из 15 песен. Композитор и пианист Олег Молчан вспоминал, что на студии «Песняров» называли не иначе, как «эти … русские» (потому что из «бывшего» СССР), т. к. для записи было отведено всего четыре дня! Песня О. Молчана «Молитва» на стихи Янки Купалы стала визитной карточкой «Песняров» последних лет. Владимир Мулявин пел ее в костюме, напоминающем, и кольчугу воина, и власяницу святого. Сам Владимир Георгиевич, отвечая на вопрос «кого считать настоящими «песнярами», называл Леонида Тышко, Валерия Яшкина, Валерия Мулявина, Леонида Борткевича, Алек-сандра Демешко, Владимира Ткаченко, Игоря Паливоду, Анатолия Кашепарова, Валентина Бадьярова, Владимира Николаева, Олега Молчана, Виктора Молчанова, Юрия Денисова.

Владимиру Мулявину дарили свою любовь, находки и открытия художники и поэты, космонавты и дипломаты, — все слушатели на концерте с первых мгновений были очарованы его музыкой. А некоторые даже признаются, что свои самые романтические поступки, и не только в молодости, совершали под впечатлением от поэтических строк из песен Мулявина. Не случайно, многое из написанного Владимиром Георгиевичем посвящено любви человеческой, любви к питающей нас земле, любви, проникнутой страданием и юмором, высоким пафосом и любованием. Любовь — загадка и источник жизни, и за то, что Песняр своим творчеством приблизил к ее пониманию и утолил жаждущих, благодарные поклонники его таланта бережно хранят память о нем. И сейчас не покидают ощущения живительной силы от его песен и горечь безвременной утраты.

Благодаря своему многогранному таланту В. Г. Мулявин состоялся как музыкант, певец, композитор. Какие бы произведения не создавал он, они всегда были вызваны поиском формы и содержания, созвучных времени. Чутко улавливая вибрации жизни, Владимир Мулявин писал песни, которые сразу привлекали внимание, вызывали эмоции и мысли, не оставляя никого равнодушным. Это стало для его аудитории правилом при оценке работы.

В 1963 г. уроженец Урала из Свердловска приехал в Минск, и как оказалось, навсегда. Владимир Мулявин благодарил Беларусь за то, что она тепло приняла и стала для него второй Родиной. Мы благодарны ему за творчество, посвященное Беларуси.

По распоряжению Президента Беларуси А. Г. Лукашенко в 2003 г. правительством были проведены меры по увековечению памяти народного артиста СССР и Беларуси В. Г. Мулявина.

×
Отправить сообщение с сайта:
×

Ждем входящих данных...

×