Антология
Презентация проектов под общим названием “Творческое наследие народного артиста СССР В. Г. Мулявина” состоявшаясь в рамках фестиваля искусств “Славянский базар в Витебске” в Драматическом театре имени Якуба Коласа 17 июля 2004 г.
Касiў Ясь канюшыну
Диск №1
- А ў полі вярба — 1971 г. (В поле верба) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- А ў полі вярба — (концертная запись)
- Александрына — 1971 г. (Александрина) муз. В. Мулявина, сл. П. Бровки
- Александрына — 1 вариант, 1994 г.
- Александрына — 2 вариант, 1994 г.
- Белая Русь ты мая — 1971 г. (Беларусь) муз. В. Мулявина, сл. В. Скоринкина
- Ідзём — пайдзём вдоль вуліцы (Пойдём вдоль улицы) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Касiў Ясь канюшыну — 1971 г. (Косил Ясь конюшину) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Касіў Ясь канюшыну — 1994 г.
- Ой, рана на Йвана (Ой, рано на Ивана) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Ручнікі – 1 вариант, 1971 г. (Рушники) муз. Н. Петренко, сл. В.Вербы
- Ручнікі — 2 вариант, 1994 г.
- Скрыпяць мае лапці — 1971 г. (Скрипят мои лапти) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Ты мне вясною прыснілася — 1968 г. (Ты мне весною приснилась) муз. Ю. Семеняко, сл. М. Шушкевича запись 1968 г. Группа «Лявоны» п/у В. Мулявина
- Ты мне вясною прыснілася — 1994 г.
В основу данного сборника положен материал, который был издан на дебютном виниловом альбоме ансамбля «Песняры» в 1971 году.
Звукорежиссер студийной записи фирмы «Мелодия» А. Штильман. Многие произведения навсегда вошли в репертуар коллектива, став песенной классикой и одновременно, визитной карточкой «Песняров». Изменялся состав коллектива, менялась музыкальная мода, но эти песни продолжали звучать. Поэтому наряду с «классическими» вариантами фонограмм в сборнике представлены аранжировки песен, которые были сделаны позже. «Ты мне вясною прыснілася», «Ручнікі», «Касіў Ясь канюшыну» — в двух студийных вариантах 1968 и 1994 годов, а знаменитая «Александрына» в трех вариантах, причем две фонограммы 1994 года — это два разных трека одной сессии записи, что позволяет заглянуть в творческую лабораторию музыкантов.
Песня «А ў полі вярба» также дана в двух вариантах: студийном 1971 года и концертном, точную дату записи которого установить, увы, не удалось. Время идет, многие факты творчества отдаляются, и восстановить их с каждым годом все труднее… Принципиальное решение было принято во время подготовки Антологии к изданию относительно названий песен, исполняемых на белорусском языке. Здесь и далее все песни будут иметь подлинные названия, а в скобках — вариант в изданиях фирмы «Мелодия».
Этим диском «Песняры» по существу открыли широкой публике красоту и мелодику белорусского языка, а он, в свою очередь, открыл советской аудитории самих «Песняров».
Лявоны
(Вокально-инструментального ансамбля «Лявониха») 1967-1969 гг.
- Владимир Мулявин — руководитель, гитара
- Валерий Мулявин — ритм-гитара, труба
- Леонид Тышко — бас-гитара
- Владислав Мисевич — саксофон, флейта
- Валерий Яшкин — орган, лира
- Валентин Бадьяров — скрипка
(1 сентября 1969 года группа «Лявоны» (ВИА «Лявониха») переименована в вокально-инструментальный ансамбль «ПЕСНЯРЫ»)
ПЕСНЯРЫ, 1971 г.
- Владимир Мулявин — руководитель, гитара
- Валерий Мулявин — ритм-гитара, труба
- Леонид Тышко — бас-гитара
- Владислав Мисевич — саксофон, флейта
- Валерий Яшкин — орган, лира
- Валентин Бадьяров — скрипка
- Александр Демешко — ударные
- Леонид Борткевич — вокал
Алеся
Диск №2
- Алеся – 1974 г. (Олеся) муз И. Лученка сл. А. Кулешова
- Алеся — 1994 г.
- На што бабе агарод — 1972 г. (На что бабе огород) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Спадчына — 1972 г. (Наследство) муз И. Лученка сл. Я. Купалы
- Спадчына — 1994 г.
- І туды гара, і сюды гара — 1972 г. (И здесь гора, и там гора) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Завушніцы — 1973 г. (Серёжки) муз. В. Мулявина сл. М. Танка
- Каханне /Скажы мне, Ганулька/ — 1972 г. (Любовь) муз И. Лученка, В. Мулявина сл. Я. Коласа
- Чорныя вочы — 1974 г. (Чёрные очи) муз. В. Зинкевича сл. Я. Купалы
- Стаіць вярба — 1972 г. (Стоит верба) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Ружы цвет — 1974 г. (Розы цвет) муз. В. Мулявина сл. И. Скурко
- Хлопец пашаньку пахае — 1974 г. (Парень пашню пашет) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
В сборник вошли произведения, изданные в оригинальном виниловом альбоме 1974 года и песни, издававшиеся в 1972-1974 гг. на гибких пластинках фирмы «Мелодия». Звукорежиссер студийной записи — А. Штильман.
Для данного альбома характерно то, что по сравнению с записью 1971 года ансамбль ушел от несколько наивного, архаичного звучания в сторону более акцентированного рокового саунда, начал активнее использовать ритмо-формулы, характерные именно для рок-музыки тех времен и чуть ли не первым в советской эстраде стал оттенять классическими хард-роковыми рифами и гитарными тембрами мелодику народных песен.
Это был очень смелый для тех лет шаг, что говорило об одном: «Песняры» не стоят на месте, они постоянно развиваются и стремятся быть в актуальном русле тенденций мировой популярной и рок-музыки. Первые альбомы ансамбля «Песняры» не имели названий, поэтому поклонниками коллектива была установлена традиция называть их по названию наиболее популярной песни.
В данном случае это — «Алеся», представленная в записях 1974 и 1994 гг. — наиболее известная из тех, что составили программу альбома, хотя и многие другие произведения, также вошли в «золотой» репертуарный фонд коллектива на многие годы.
СОСТАВ АНСАМБЛЯ «ПЕСНЯРЫ» 1974 г.
- Владимир Мулявин — гитара — руководитель
- Леонид Тышко — бас-гитара
- Владислав Мисевич — саксофон, флейта
- Валерий Яшкин — орган, лира
- Александр Демешко — ударные
- Леонид Борткевич — вокал
- Анатолий Кашепаров — вокал
- Валерий Дайнеко — вокал
- Владимир Николаев — клавишные
- Анатолий Гилевич — клавишные
- Чеслав Поплавский — скрипка
- Юрий Денисов — скрипка
Вологда
Диск №3
- Беловежская пуща — 1 вариант (концертная запись) — 1976 г. муз. А. Пахмутовой сл. Н. Добронравова
- Беловежская пуща — 2 вариант
- Беловежская пуща — 3 вариант
- Белоруссия — 1 вариант муз. А. Пахмутовой сл. Н. Добронравова
- Белоруссия — 2 вариант
- Белоруссия — 3 вариант
- Вологда муз. Б. Мокроусова сл. М. Матусовского
- До третьих петухов муз. А. Пахмутовой сл. Н. Добронравова
- Крик птицы муз. В. Мулявина сл. Ю. Рыбчинского
- Па ваду ішла Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Пацалунак (Поцелуй) муз. И. Лученка сл. В. Коризны
- Явар з Калінаю (Явор и калина) муз. Ю. Семеняко сл. Я. Купалы Режиссер звукозаписи В. Бабушкин Запись 1979 г.
Альбом, который в виниловом варианте 1979 года поклонники «Песняров» стали называть по песне «Белоруссия», является своего рода загадкой не только в дискографии ансамбля, но и в практике фирмы «Мелодия». Был он записан позже изданного в следующем году альбома с обработками народных песен, а вот издан — раньше, что и отражено в репертуаре альбома.
На нем записана только одна народная песня, все остальное — авторские произведения. Но, если к этому времени сложилось тесное сотрудничество музыкантов с Игорем Лученком, то появление сразу трех «хитов» авторства Александры Пахмутовой и Николая Добронравова показало, что «Песняры» навсегда вписали свое название в историю советского популярного жанра. Это был первый альбом, в котором «Песняры» запели на русском языке, и он сразу определил, что вторым направлением в творчестве ансамбля стало исполнение популярных, открыто эстрадного плана песен, в данном случае — «Вологды» Бориса Мокроусова и Михаила Матусовского.
Можно было бы говорить, что и в этой области «Песняры» всегда старались оставаться собой, привнося в эти, по существу классические эстрадные шлягеры собственное, неповторимое прочтение, если бы в последующем не стало ясно, что далеко не все они достигали художественного уровня обработок произведений фольклора. Знаменателен этот альбом еще и тем, что в него вошла песня «Крик птицы» с музыкой Владимира Мулявина на стихи Юрия Рыбчинского — первое, пожалуй, издание в советской популярной музыке произведения «неформатного» плана, отмеченное отчетливой стилистикой джаз-рока.
Песни «Белоруссия» и «Беловежская пуща» приводятся здесь в трех разных вариантах, причем последняя звучит и в концертном варианте, который свидетельствует о том, что «Песняры» в сложных условиях живого показа достойно повторяли тот исполнительский уровень, который можно достигнуть в условиях студийной работы.
Перапёлачка
Диск №4
- Перапёлачка (Перепелочка) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Машанька (Машенька) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- У месяцы верасні (В месяце верасне) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Саўка ды Грышка (Савка и Гришка) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Каліна — 1 вариант (Калина) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Каліна — 2 вариант, 1982 г.
- Дзяўчына-сярдэнька (Девчина — серденько) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Ой, рэчанька (Реченька) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Ой, ляцелі гусі з броду (Ой, летели гуси) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина Режиссер звукозаписи Р. Рыжков Запись 1980 г.
Изданный к Московской Олимпиаде альбом содержал только обработки белорусских народных песен, которые позже, в связи с изменившимся главным направлением творчества коллектива, не столь часто исполнялись в концертах и тем более не записывались с новыми аранжировками.
Как указывают некоторые источники, этот альбом в дискографии «Песняров» следует считать третьим, а не четвертым по счету, поскольку со времени его записи и до издания прошло больше двух лет.
Во многом он стал отражением концептуальной программы ансамбля, созданной на основе народной обрядовой музыки и представленной широкой публике в 1980 году.
Эта работа о тразила дальнейшее усложнение музыкального языка коллектива, владение актуальной для того времени стилистикой и стала своеобразным переходом к крупным формам, которые «Песняры» стали разрабатывать в конце 70-х – начале 80-х годов. Достаточно послушать продолжительное, совершенно не форматное intro к песне «Перапёлачка», чтобы получить впечатление о том, к каким музыкальным, стилистическим, формальным приемам прибегали «Песняры», в процессе освоения белорусского музыкального фольклора.
Можно только догадываться, что этот альбом, как никакой иной в дискографии ансамбля, был детищем именно коллективного творчества. К сожалению, сегодня трудно выяснить, кто из музыкантов давал идею аранжировки той или иной песни. В целом же получилась яркая, очень монолитная и цельная программа, фольклорное направление которой, можно смело назвать наиболее заметной и выразительной работой «Песняров» в грамзаписи за всю их историю.
Гусляр
Диск №5
- поэма — легенда по произведению Янки Купалы “Курган” Музыка И. Лученка Аранжировка В. Мулявина Режиссер звукозаписи Р. Рыжков Запись 1980 г.
“Прежде всего, мы стремимся пропагандировать творчество нашего великого земляка — поэта Янки Купала. А тема его “Кургана” — тема высокого предназначения искусства “глаголом жечь сердца людей” — не может не волновать. Кстати, изменив название поэмы, мы не изменили и не сократили ни строчки” Владимир Мулявин
«Гусляр» стал первым произведением крупной формы ансамбля «Песняры». В концертных программах ему обычно отводилось целое отделение. На появление этой программы большое влияние оказала популярность рок-опер на сценических площадках мира. Программа создавалась к 100-летию со днярождения Янки Купалы, и в ее основу легла наиболее известная романтическая поэма «Курган».
Предложенный композитором Игорем Лученком музыкальный материал ансамбль использовал по-своему. Сегодня невозможно установить, как проходила работа над программой произведения. Можно лишь предположить, что в процессе подготовки к премьерному показу, «Гусляр» с точки зрения исполнительских приемов, аранжировки, звучания, распределения ролей и организации отдельных партий ведущих героев поэмы-легенды, да и сама оригинальная музыкальная ткань подверглась существенным изменениям.
Для воплощения произведения на сцене впервые в истории ансамбля привлекались исполнители со стороны. «Гусляр» явился значительным и этапным произведением в творчестве ансамбля «Песняры». Впрочем, можно говорить и о том, что эта поэма-легенда в начале 80-х годов прошлого столетия так и осталась не до конца признанной широкой публикой. Значительно позже пришло осмысление произведения.
Образно говоря, как и прежде, но теперь уже крупной формой ансамбль пытался влиять на вкусы публики, вынеся на ее суд работу высокого музыкального уровня. Своим появлением «Гусляр» засвидетельствовал факт рождения оригинального «музыкального театра» Владимира Мулявина, впоследствии представившего ряд новых сюжетных программ, в которых жанр песни предстал в оригинальном и даже революционном для советской эстрады воплощении.
Зачарованая мая
Диск №6
- Песня о Минске муз. И. Лученка сл. П. Панченко
- Я не могу иначе муз. А. Пахмутовой сл. Н. Добронравова
- Жураўлі на Палессе ляцяць — 1982 г. (Журавли на Полесье летят) муз. И. Лученка сл. А. Ставера
- Жураўлі на Палессе ляцяць — 1998 г.
- Жураўлі на Палессе ляцяць — (дата записи не установлена)
- Зачараваная мая (Зачарованная моя) муз. И. Лученка сл. Г. Буравкина
- Ну как тут не смеяться муз. В. Мулявина сл. Я. Купалы
- Не гляди на меня муз. В. Мулявина сл. Я. Купалы
- Разлад муз. В. Мулявина сл. Я. Купалы
- Слушай, теща — 1 вариант, 1982 г. муз. А. Пахмутовой сл. Н. Дружининского
- Слушай, теща — 2 вариант, 2001 г.
- Я все тот же муз. И. Любимского сл. В. Шанаева Запись из Государственного центрального концертного зала. Москва, 1982 г.
Изданный в 1983 году двойной концертный альбом «Песняров» подтвердил практику в мировой популярной музыке, что концертные записи, которые в первую очередь доносят до слушателя эффект от непосредственной работы исполнителей на сцене, бывают так же успешны, как и тщательно отредактированные в студии. Альбом «Зачарованная моя» в этом смысле показателен и говорит не только об исполнительском уровне и мастерстве участников ансамбля в начале 80-х годов, но и о репертуаре «Песняров» тех лет.
А он был очень разнообразен. Судя по нему, можно даже предполагать, что в то время Владимир Мулявин, как руководитель был серьезно озабочен творческим направлением коллектива. Произведения крупной формы приносили «Песнярам» авторитет, но не очень интересовали массовую публику. Обработки народных песен принимались, в целом хорошо, но после цикла обрядовых песен для их показа требовалась новая, более сложная форма. Произведения профессиональных композиторов…
Они были очень разные, хотя и горячо принимались публикой. Но какая же пропасть лежит, по существу, между заглавной песней альбома — «Зачарованая мая» которая органично влилась в общий стиль коллектива, и откровенно упрощенной «Слушай, теща»! Тем н е менее, подобные песни были востребованы публикой, и этого нельзя было не учитывать. И в результате от песни к песне «Песняры» на с цене значительно менялись, пытаясь угодить одновременно всем, теряя при этом часть своих поклонников.
Это были годы продолжительных, изнурительных гастролей, период заметных творческих метаний Владимира Мулявина, что, собственно, и отразилось в альбоме «Зачарованная моя».
Народные песни в обработке ансамбля «Песняры»
Диск №7
- Ой, дзе ж мы ходзім (Ой, деж мы ходим), а-capella Белорусская народная песня, обр. В. Дайнеко
- Віно ж маё зеляно (Вино мое зелено) Белорусская народная песня, обр. В. Ткаченко
- Чарачка (Чарочка моя) Белорусская народная песня, обработка В.Ткаченко, А.Демешко
- Ой, калядачкi (Ой, колядочки) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина Запись из Государственного центрального концертного зала. Москва, 1982 г.
- А дзе была вуцiца Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Было у тещи семеро зятьев Русская народная песня, обр. В. Мулявина
- Вдоль па вулке ходзіць Ваня Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Касіў Васіль сена — 1996 г. Белорусская народная песня, обр. О. Молчана
- Купалінка Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
Данный сборник представляет собой своеобразную компиляцию, составленную из обработок народных песен на основе концертного альбома «Зачарованная моя», и народных песен, исполнявшихся на концертах в разные периоды творческой деятельности коллектива.
Представленные здесь записи дают прекрасное представление как о студийной работе музыкантов «Песняров» с народными песнями, так и о их сценическом, концертном воплощении. Открывает альбом превосходная обработка обрядовой колядной песни, за которой следует достаточно драматически решенная мелодия белорусской народной песни «Вiно ж маё зеляно».
Следует отметить, что этот альбом представляет аранжировки фольклорных произведений, сделанные не только Владимиром Мулявиным. «Чарачка», например, — это не только очень эффектный концертный номер, который на протяжении многих лет всегда имел восторженный прием публики, но еще и чуть ли не единственный случай, когда барабанщик Александр Демешко выступал как вокалист и даже шоу-мен, солируя на ударных. Валерий Дайнеко раскрывает свое вокальное дарование сразу в нескольких песнях, Леонид Борткевич прекрасно солирует в «Купалінке», а Анатолий Кашепаров — во «Вдоль па вулке ходзіць Ваня». Сам Владимир Мулявин на редком подъеме запевает в «Касіў Васіль сена» — одном из лучших номеров на основе народного репертуара за всю историю «Песняров».
Народные песни в обработке ансамбля «Песняры»
Диск №8
- Ой, сівы конь бяжыць (концертная запись) Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- У цёмным лесе — 1984 г. Белорусская народная песня, обр. И. Поливоды
- Цераз рэчаньку Белорусская народная песня, обр. В. Ткаченко
- Цярэшка Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Чаму ж мне ня пець Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Чаму селязень… (То-то) Белорусская народная песня, обр. И. Поливоды
- Чэсць табе, Марыя! Католическая колядная песня, обр. В. Мулявина
- Я паставіў коніка Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
- Як я ехаў да яе Белорусская народная песня, обр. В. Мулявина
Как известно, именно народные песни были главным направлением творчества Владимира Мулявина и «Песняров» на всех этапах их творческой биографии. «Песняры», особенно с 80-х годов, все чаще обращались к крупным формам, все больше исполняли авторские произведения, но к фольклору возвращались постоянно и практически всякий раз — на качественно новом уровне с использованием актуальных приемов аранжировки.
Этот альбом представляет авторские аранжировки народных песен Владимира Мулявина и его коллег. Большинство этих записей были сделаны в конце 70-х — начале 80-х гг., в период, который является наиболее творческим в истории коллектива, когда уже были определены стилистика ансамбля, его художественные устремления, а «Песняры» работали, как прекрасно налаженный механизм, в котором даже замены исполнителей не вызывали заметных изменений ни в вокальном звучании, ни в инструментальных партиях.
Альбом открывает концертная версия песни «Ой, сівы конь бяжыць», которая, к сожалению, так и не была записана в студии. «Чэсць табе, Марыя!» можно назвать уникальной записью, так как то был редкий в практике «Песняров» случай, когда ансамбль выступил вместе с государственным камерным хором под управлением Игоря Матюхова. Обращает на себя внимание очень сложная для жанра ВИА аранжировка «Цярэшкі» — колядной песни северного региона Беларуси. С одной стороны, подобные произведения демонстрируют мощный творческий потенциал коллектива; с другой — такие песни были сложными даже для подготовленного слушателя. Основная аудитория отдавала предпочтение «Касіў Ясь канюшыну» или «Ой, калядачкі», той же «Перапёлачцы» или «Цярэшку». «Я паставіў коніка» – эхо первых американских гастролей «Песняров», совместная запись белорусских музыкантов с американской группой «New Christie Minstrels».
Программа «ЧЕРЕЗ ВСЮ ВОЙНУ»
Диск №9
- Вальс обр. И. Поливоды
- Провожала сына мать сл. В. Тараса
- Война совсем не фейерверк сл. М. Кульчицкого, обр. Б. Бернштейна
- Баллада о фотокарточке сл. В. Тараса, обр. Б. Бернштейна
- Перед атакой сл. С. Гудзенко
- Песня о пехоте сл. Н. Кислика, обр. В. Ткаченко
- Рисунок тушью сл. В. Тараса, обр. В. Ткаченко
- Тальяночка сл. А. Прокофьева, обр. И. Поливоды
- Белорусским партизанам сл. Я. Купалы, обр. В. Ткаченко
- Миша Каминский сл. Э. Огнецвет, обр. Б. Бернштейна
- Письмо белорусских партизан сл. Г. Бородулина, обр. Б. Бернштейна
- Багратион сл. В. Тараса
- Родная сторонка сл. А. Твардовского
- Баня сл. А. Твардовского, обр. Б. Бернштейна
- Тальяночка сл. В. Тараса, обр. И. Поливоды
- Возвращение сл. В. Тараса, обр. И. Поливоды
- Последние залпы сл. А. Твардовского, обр. И. Поливоды Звукорежиссер А. Штильман. Запись 1985 г.
Программа «Через всю войну», подготовленная к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне — яркая, неожиданная, представить которую в чьем-либо другом исполнении невозможно. Есть свидетельства, что рождалась эта программа очень непросто. В основу песен легли не известные, или официозные стихи, а произведения непосредственных участников войны, в том числе и Валентина Тараса, который и стал автором своеобразного сценария. Эти стихи не вписывались в парадные мероприятия эпохи «застоя».
Музыкальная ткань написанных песен была наполнена вполне актуальными для того времени звучанием, приемами аранжировки и формальной организации композиций, что относило их к рок-музыке. Достаточно послушать «Война совсем не фейерверк» или «Багратион», чтобы убедиться в том, какую рискованную задачу ставили музыканты. Но программа была горячо принята ветеранами войны. Интересен и следующий факт: чуть ли не впервые в дискографии «Песняров» фирма «Мелодия» разместила на обложке альбома хоть какую-то фактографическую информацию.
Сегодня мы можем проследить, какой вклад внесли в подготовку материала музыканты ансамбля, работавшие как аранжировщики над предоставленным материалом. Игорь Поливода, Владимир Ткаченко, Борис Бернштейн дали прекрасные примеры личного творчества в рамках коллектива. Появление этой программы скорее закономерно, чем неслучайно, истоки ее можно найти еще на самой заре существования «Песняров», когда они исполнили в собственной обработке знаменитую «Темную ночь» Н. Богословского. И через несколько лет ансамбль вернулся к этой теме, но уже на основе концептуального решения всей программы, не опасаясь повести разговор о прошлом языком современной музыки, что и придало программе «Через всю войну» черты новаторства, вполне оправданной творческой смелости, когда поиски не были самоцелью, а редким совпадение замысла художника и потребности общества.
Программа «ВЕСЕЛЫЕ НИЩИЕ»
Диск №10
Музыка И. Поливоды, поэзия Роберта Бёрнса в переводах С. Маршака
- Базарный шут (Мудрец)
- В эту ночь сердца и кружки…
- Веселые нищие (Когда бесцветна и мертва)
- Кто честной бедности своей…
- Моему незаконнорожденному ребенку (Дочурка)
- Мой Джон
- Песня бродячего скрипача (Позволь слезу твою смахнуть)
- Песня старой маркитантки (Девицей была я)
- Я, Ваша честь
- Я лишь поэт
- Я пью твое здоровье (Прощай, красавица) запись 1982 г.
Программа «Веселые нищие», написанная Игорем Поливодой в начале 80-х на стихи Роберта Бёрнса, — одна из, если их так можно называть, программ с «несчастливой» судьбой. Во-первых, это были самые мрачные, пожалуй, годы для советской популярной музыки, когда решающим моментом в творчестве был не художественный уровень репертуара, а его идеологическое «соответствие».
Во-вторых, автор музыки написал песни в такой стилистике, которая резко выделялась на фоне того, что делали в те годы ВИА, активно привлекая в аранжировки все то актуальное, что звучало в западной рок- музыке. В-третьих, сами тексты песен, поэзия Бёрнса содержали слишком много для того времени намеков- аллегорий с действительностью. Все это вместе и о бъясняло, пожалуй то, что «Веселые нищие» так никогда и не были записаны в студии. Да и во время концертов вся программа полностью исполнялась не так часто. Отдельные ее песни исполнялись небольшими блоками, как правило, во втором отделении концерта, состоящем из песен разной стилистики.
Программа выписана ярко, сочно, многие ее номера имеют очень выразительные музыкальные образы («Песня старой маркитантки») и как правило, соответствующее воплощение. Не менее разнообразна и выразительна стилистическая палитра: здесь и джаз-рок («Базарный шут» с великолепным соло на бас-гитаре), и кантри-музыка («Песня бродячего скрипача»), явные джазовые интонации («Я, Ваша честь»). Песню «Я лишь поэт» можно считать своеобразным предисловием к будущей программе на стихи Маяковского: уже в ней на фоне вроде бы шуточных стихов Бёрнса прозвучали явные нотки высокой поэзии гражданского звучания. И, конечно же, украшением всей программы является прекрасная песня «Я пью твое здоровье» — яркое
СОСТАВ АНСАМБЛЯ «ПЕСНЯРЫ»
- Владимир Мулявин — руководитель, вокал, 12+6-струнная электрогитара
- Анатолий Кашепаров — вокал, лира
- Валерий Дайнеко — вокал, скрипка
- Игорь Пеня — вокал
- Чеслав Поплавский — скрипка, бэк-вокал
- Владислав Мисевич — флейта, бэк-вокал
- Владимир Ткаченко — гитара-соло, скрипка
- Борис Бернштейн — бас-гитара, скрипка
- Игорь Поливода и Аркадий Эскин — клавишные инструменты
- Александр Демешко и Владимир Беляев — ударные
Программа «ВО ВЕСЬ ГОЛОС»
Диск №11
Музыка В. Мулявина, стихи В. Маяковского
- Антиалкогольная компания, солист В. Мулявин
- Вместо письма, солист В. Мулявин
- Мода, солист А. Демешко
- Подлиза, солист А. Демешко
- Послушайте!, солист В. Дайнеко, аранжировка В. Головко
- Появились…, солист В. Мулявин
- Прозаседавшиеся, а-capella
- У меня есть мама, солист И. Пеня
- У парикмахера
- Что такое хорошо, солисты: И. Пеня, А. Кашепаров, В. Дайнеко, В. Мулявин
- Я счастлив (Я бросил курить), солист И. Пеня
Звукорежиссеры: Леонид Ковалев, Сергей Юренок, Наталья Людвиковская Запись 1987 г.
На диске помещен фрагмент одной из тех программ ансамбля «Песняры», которые никогда не были записаны в студии. Программа «Во весь голос» на стихи Владимира Маяковского была написана Владимиром Мулявиным в 1986 году. Она — яркий пример коллективного творчества «Песняров». Как вспоминает Валерий Головко, им написаны аранжировки половины номеров программы, но в процессе работы все они, за исключением песни «Послушайте», существенно изменились. Цикл «Во весь голос» в полной версии, а это 15-17 номеров — исполнялся редко и то лишь в форме премьерных концертов в двух отделениях.
Публика на программу шла неохотно, поэтому вскоре она была сокращена до одного отделения. Возможно, что сложная для любого композитора поэзия Маяковского в результате так и не получила того музыкального воплощения, которое могло бы удовлетворить В. Мулявина. В программе нет ни одного шлягерного номера. Очевидно здесь влияние В. Головко, всегда склонного к сложным гармониям и мелодиям; во всяком случае, его почерк в музыке программы ощутим. Разве что в «Прозаседавшихся» можно услышать привычные органичные вокальные партии. Ярких песен оказалось немного: запоминаются «Послушайте!» и «У меня есть мама».
На диске представлен сокращенный вариант программы. Цикл «Во весь голос» задуман Владимиром Мулявиным в начале 80-х, но воплотился он в первые годы перестройки, когда слова Маяковского можно было действительно спеть во истину во весь голос, которым всегда отличались «Песняры».
СОСТАВ АНСАМБЛЯ «ПЕСНЯРЫ»
- Владимир Мулявин — руководитель, вокал, гитара
- Анатолий Кашепаров — вокал, лира
- Валерий Дайнеко — вокал, скрипка
- Игорь Пеня — вокал
- Владислав Мисевич — флейта, бэк-вокал
- Александр Демешко — вокал, ударные
- Владимир Беляев — ударные
- Дмитрий Явтухович — фортепиано
- Александр Растопчин — гитара
- Эдуард Тышко — бас-гитара
- Александр Виславский — клавишные
Песни И. Лученка — 1
Диск №12
- А ў нядзелечку спаранечку — 1987 г. сл. народные
- Веранiка – 1 вариант, 1974 г. сл. М. Богдановича
- Веранiка — 2 вариант, 1977 г.
- Добры вечар, дзяўчыначка — 1977 г. сл. народные
- Закасі мае вёсны — 1 вариант, 1983 г. сл. А. Велюгина
- Закасі мае вёсны — 2 вариант, 1993 г.
- Как убивали любовь сл. Н. Заболоцкого
- Мой родны кут – 1974 г. сл. Я. Коласа
- Ой, у лесе, ў гушчары — 1983 г. сл. народные
- Падаюць сняжынкі — 1986 г. сл. П. Труса
- Паляна — 1992 г. сл. А. Барского
- У тым сяле — 2000 г. сл. Н. Гилевича
Этот диск — первый из двух в антологии, состоящий из произведений Игоря Лученка, которые почти всегда присутствовали в репертуаре «Песняров». Композитора и ансамбль связывала многолетняя дружба.
Игорь Лученок в лице Владимира Мулявина и музыкантов ансамбля обрел не только исполнителей высокого класса, но и блестящих интерпретаторов своей музыки. Безусловно, композитор, классически представляющий традиционное песенное творчество, в процессе сотрудничества с коллективом не ограничивал творческую свободу участников ансамбля в аранжировках авторского оригинала с учетом современных тенденций в популярной музыке.
На данном диске представлены песни, созданные на протяжении 15 лет. Среди них песни И. Лученка на народные тексты («Добры вечар, дзяўчыначка», «Ой, у лесе, ў гушчары»), два варианта песни «Вераніка» (второй был записан во время первой поездки «Песняров» в США вместе с музыкантами группы «New Christie Minstrels»), два варианта лирической «Закасі мае вёсны», которые почти не отличаются по аранжировке, хотя их и отделяет во времени целое десятилетие. Музыкальная зарисовка «Падаюць сняжынкі» и песня «У тым сяле» завершают этот лирический цикл, который объединяет песни, не входившие в первые издания произведений «Песняров», зачастую записанные не в студии, а во время концертов.
Песни И. Лученка — 2
Диск №13
- Балада аб мацi — 1975 г. сл. А. Кулешова
- Баллада о Че Гевара — 1977 г. сл. Г. Буравкина, русск. текст Н. Добронравова
- Комсомольская юность — 1976 г. сл. Н. Алтухова
- Куропаты — 1990 г. сл. Н. Третьякова
- Мы идем по стране — 1975 г. сл. В.Фирсова
- Песня памяти Виктора Хары (Песня не умирает) — 1974 г. сл. Б. Брусникова
- Соловьи Хатыни — 1977 г. сл. Н.Тулуповой, русск. текст В. Лазарева
- Сын Зямлі — 1980 г. сл. А. Велюгина
- Хатынь — 1 вариант, 1971 г. сл. Г. Петренко
- Хатынь — 2 вариант
На диске представлены песни Игоря Лученка, прежде всего гражданско-патриотической тематики, которая в 70-80-е годы обязательно присутствовала в репертуаре всех музыкальных коллективов. Не все эти песни одинаковы по уровню художественности. По драматизму, выразительности сюжета песни «Хатынь», «Соловьи Хатыни», «Песня памяти Виктора Хары», «Баллада о Че Гевара» очень близки к народным песням из репертуара «Песняров».
В альбоме представлены любопытные архивные записи песен Игоря Лученка, сделанные в середине 70-х. «Мы идем по стране» отмечена солирующим голосом Анатолия Кашепарова, который ассоциировался прежде всего с народными песнями. «Хатынь» представлена в двух вариантах. Чрезвычайно драматичная «Балада аб маці» на стихи Аркадия Кулешова, по поэтике восходит к лучшим народным образцам. Многие из этих песен к началу 90-х практически перестали исполняться на концертах, за исключением особых cлучаев. Вместе с тем они не перестают быть впечатляющими документами эпохи, фактами творческой биографии Игоря Лученка и ансамбля «Песняры».
Песни В. Мулявина — 1
Диск №14
- Аэлита — 1974 г. сл. С. Штормова
- Баллада о 4-х заложниках (Балада пра Бацьку Мiная) — 1979 г. сл. А. Кулешова
- Будочник сл. С. Крылова
- Ванька-встанька сл. Е. Евтушенко
- Готика святой Анны — 1979 г. сл. М. Танка
- Две сестры
- Дзве мовы ў мяне — 1984 г. сл. В. Тараса
- Як жа мне ў любві сваёй прызнацца — 1974 г.
- Каля млына — 1994 г. сл. народные
- Комсомольский билет сл. А. Кулешова, пер. М. Исаковского
- Куда улетают птицы — 1975 г. сл. С.Крылова
- Купальская — 1974 г. сл. Л. Тышко
Данный альбом представляет «Песняров», исполняющих песни композитора Мулявина. Принцип отбора был такой же, как и песен Игоря Лученка: здесь помещены записи разных лет, которые практически не издавались ранее. «Ванька-встанька» — одна из наиболее ярких написанных Владимиром Мулявиным песен, отмеченная насыщенной аранжировкой, благодаря чему ее трудно назвать песней в классическом определении. Ее можно смело ставить в один ряд с «Криком птицы», а так же, представленной здесь же композицией «Готика святой Анны». Эти композиции предваряют появление в репертуаре «Песняров», крупных тематических программ, к которым коллектив пришел позже. «Аэлита», «Куда улетают птицы» и «Будочник» — одни из самых ранних произведений В. Мулявина, первой половины 70-х.
Очень интересна и «Купальская» песня, в которой автором текста выступает бас-гитарист ансамбля. Эти песни — образцы ранней лирики Мулявина-композитора. Песен гражданского звучания, в творчестве Мулявина- композитора немного. Это очень искренние произведения, без которых нельзя представить творчество коллектива до 1985 г. К «Баладзе пра бацьку Міная» и «Комсомольскому билету» примыкает песня «Дзве мовы ў мяне» — мировоззренческое для композитора произведение.
Песни В. Мулявина — 2
Диск №15
- Лада сл. В. Солоухина
- Людка — 1982 г. сл. Я. Купалы
- Лявоны — 1968 г. сл. В. Яшкина
- Марыся — 1 версия, (солист И. Пеня) сл. Я. Купалы
- Марыся — 2 версия, (солист В. Скорожонок)
- На тему критики сл. Я. Купалы
- Ой, дожджык ідзе сл. народные
- Пагоня — 1994 г. сл. М. Богдановича
- Плыве рэчачка — 1982 г. (концертная запись) сл. Я. Купалы, обр. В. Ткаченко
- Слуцкія паясы — 1994 г. сл. М. Богдановича
- Уходят наши матери — 1974 г. сл. Е. Евтушенко
- Чырвоная ружа сл. народные
- Христос воскрес — м. О.Молчана, сл. Д.Мережковского
Включенные в альбом авторские песни Владимира Мулявина датированы разными годами и в целом дают отчетливое представление о развитии его композиторского таланта. Песни «Лада» и «Лявоны» относятся к тем годам, когда ансамбль еще не назывался «Песнярами», звучали они в исполнении ансамбля «Лявоны». Следует заметить, что отсутствие популярности помешало песне «Лада» стать известной, что случилось позже, когда музыку на те же стихи написал В. Шаинский, и она прозвучала в исполнении Э. Хиля. Песню «Лявоны» следует рассматривать как своеобразный гимн молодого коллектива, изложение творческих принципов, адресованных в будущее.
В двух версиях представлена «Марыся». Тем самым выдержан принцип нашего издания: наиболее известные песни из наследия «Песняров» предлагаются в вариантах, в записях разных исполнителей. Данный альбом содержит две песни на стихи Максима Богдановича. Это «Пагоня» и «Слуцкія паясы», которые, наравне с «Александрынай», циклом «Песня пра долю», «Дзве мовы ў мяне», можно рассматривать как утверждение жизненного и творческого кредо ансамбля. «Христос воскрес» — произведение яркого гуманистического звучания, написанное очень актуальным для того времени музыкальным языком. Эта песня — своеобразное художественное завещание Владимира Мулявина, как и знаменитая «Малітва». «Чырвоная ружа» — одно из лучших воплощений драматической по поэтике народной песни. Это именно его песня, как и песня «Конь незацугляны»: энергия, образ, напор — все то, что в песне вообще ассоциировалось с лидером «Песняров».
Песни участников ансамбля «Песняры»
Диск №16
- Ажанілі мяне — 1994 г. муз. О. Козловича, сл. народные
- Да рукі рука – 1994 г. муз. О. Козловича, сл. П. Макаля
- Ля замкавай гары муз. В. Шарапова, сл. В. Шарапова
- Маналог сабакi — 1989 г. муз. И. Поливоды, сл. П. Макаля
- Милая женщина — 1994 г. муз. О. Молчана, сл. А. Легчилова
- Милую тебя (концертная запись) муз. И. Поливоды, сл. В. Некляева
- Моя гитара — 1993 г. муз. О. Козловича, сл. Ю. Рыбчинского
- Ночка цёмная — 1992 г. муз. О. Козловича, сл. А. Вавилова
- Ой, княжна муз. В. Шарапова, сл. В. Шарапова
- Светит полная луна муз. О. Молчана
- Селязень-птах муз. О. Молчана, сл. народные
- Сівы голуб муз. И. Поливоды, сл. Л. Прончака
- Снег тополей — 1993 г. муз. О. Козловича, сл. О. Козловича
- Ці ўспамінала ты мяне? — 1995 г. муз. О. Козловича, сл. Г. Буравкина
- Юность муз. О. Молчана, сл. А. Легчилова
Отдельный альбом антологии составлен из песен, которые были написаны в разные годы участниками ансамбля. Владимир Мулявин с первых дней Существования группы был сторонником коллективного творчества. Он активно привлекал к сотворчеству музыкантов, с которыми работал. Игорь Поливода, Олег Аверин (Козлович), Олег Молчан — все они выступали не только как аранжировщики музыкальных идей лидера ансамбля, но и какавторы собственных произведений, вплоть до концептуальных программ («Веселые нищие» Игоря Поливоды). Судя по сохранившимся записям, тенденция творческого демократизма внутри коллектива наиболее ярко обозначилась все-таки в 90-е годы. Нет смысла сегодня рассуждать о том, чем это было вызвано. Ясно другое: одно из направлений развития коллектива В. Мулявин видел в расширении авторского круга за счет состава ансамбля, поскольку они как никто понимали замыслы руководителя и были способны воплотить их в жизнь в рамках сложившихся уже традиций.Авторам «со стороны» делать это было сложнее, поэтому в 90-е годы все большее место в репертуаре «Песняров» занимают песни,написанные участниками ансамбля. Здесь представлены песни четырех музыкантов. «Моя гитара» стала своеобразным испытанием для Олега Козловича, который незадолго до этого был принят в состав ансамбля.
Владимир Мулявин не ошибся в выборе: написанные им позже песни «Ажанілі мяне», «Ночка цёмная», «Снег тополей» и другие прочно вошли в репертуар «Песняров». «Милую тебя», «Маналог сабакі», «Сівы голуб» Игоря Поливоды — заметные работы ансамбля, раскрывающие яркий талант так рано ушедшего из жизни композитора. «Селязень-птах» Олега Молчана — одно из наиболее заметных и значимых произведений коллектива, сопоставимых с обработками народных песен самого
В. Мулявина. «Ля замкавай гары» и «Ой, княжна» Вячеслава Шарапова заметно выделяются на фоне новых песен, включенных «Песнярами» в альбом 2001 года. Все включенные в этот диск песни дают достаточно полное представление не только о композиторском таланте каждого автора, но и о том творческом потенциале, который Владимир Мулявин всегда стремился сохранять и развивать в своем коллективе.
Песни русских и советских композиторов
Диск №17
- 30 000 дней — 1982 г. муз. О. Иванова, сл. С. Алиханова, Ф. Жихарева
- Aве Мария муз. В. Иванова, сл. М. Танка
- Аве Мария — 1994 г.
- Беларусачка муз. Ю. Семеняко, сл. А. Ставера
- Берёзовый сок – 1 вариант, 1972 г. муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского
- Берёзовый сок – 2 вариант
- Берёзовый сок — 3 вариант
- Бывайце здаровы муз. И. Любана, сл. А. Русака, обр. О.Молчана
- В земле наши корни — 1972 г. муз. А. Пахмутовой, сл. Е. Долматовского
- Вечерний звон — 1994 г. муз. А. Алябьева, сл. Т. Мура, перевод И. Козлова, обр. О.Молчана
- Девушка из Бреста — 1976 г. муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского
- Дорогой длинною муз. Б. Фомина, сл. К. Подеревского, обр. О.Молчана
- Дрозды — 1973 г. муз. В. Шаинского, сл. С. Острового
- Есть такая речка — 1972 г. муз. А. Журбина, сл. Е. Шевелевой
- Жылі-былі — 1974 г. муз. Э. Ханка, сл. М.Пляцковского, бел. текст М.Танка
В отличие от традиций западной популярной музыки, в СССР практически все ансамбли, имевшие официальный статус, строили свой репертуар в основном из песен, которые им предлагались композиторами, не являвшимися участниками этих коллективов. «Песняры» были исключением, несмотря на то, что В. Мулявин, будучи автором уже многих общепризнанных и популярных песен, все еще не был членом Союза композиторов. Значительную часть репертуара «Песняров» составляли песни, написанные как русскими, так и советскими композиторами.
О тесном сотрудничестве ансамбля с Игорем Лученком и Александрой Пахмутовой известно всем его поклонникам. Цель этого альбома — показать песни, известные широко и не очень, которые в разные годы находились в репертуаре ансамбля. Это произведения камерного вокального жанра русских композиторов «Вечерний звон» А. Алябьева и «Дорогой длинною» Б. Фомина, которые «Песняры» смело и в целом удачно ввели в контекст популярной музыки. Классический номер из репертуара ансамбля — «Березовый сок»
В. Баснера приведена в трех вариантах почти с неизменной аранжировкой, но в исполнении трех разных солистов. «Дорогой длинною», столь популярная на Западе во многих вариантах, вошла в репертуар коллектива достаточно быстро, но приведена нами в записи 1994 г., сделанной для готовящегося в Голландии альбома. «Есть такая речка», «В земле наши корни» — песни из раннего творчества «Песняров», — интересны скорее как документ, чем как произведения песенного жанра: со сцены звучали они не долго.
Куда успешнее была судьба песни «Дрозды»: премьерное ее исполнение «Песнярами» стало впоследствии чуть ли не классическим, и следует признать, что все более поздние версии ее так и не смогли вырваться за пределы созданного ансамблем образца, а вот песня «Бывайте здоровы» и до исполнения ее «Песнярами» очень многими считалась народной, а в репертуаре ансамбля утвердилась в этом статусе.
Песни советских композиторов
Диск №18
- За полчаса до весны — 1 вариант муз. О. Фельцмана, сл. Н. Олева
- За полчаса до весны — 2 вариант
- Каждый четвертый муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского
- Калыханка муз. Д. Явтуховича, сл. Л. Прончака
- Конь незацугляны муз. Э. Ханка, сл. Г. Буравкина
- Краю мой родны — 1997 г. муз. А. Катикова, сл. Л. Гениюш
- Малітва – 1994 г. муз. О. Молчана, сл. Я. Купалы
- Мы песни поем муз. В. Добрынина, сл. Л. Дербенева
- Нарач муз. Н. Дьячкова, сл. М. Танка
- Наши любимые — 1 вариант, 1973 г. муз. Д. Тухманова, сл. И. Шаферана
- Наши любимые — 2 вариант
- Снег муз. Н. Христофорова, сл. В. Фирсова
- Сонет Шекспира № 68 — 1982 г. муз. В. Резникова, В. Шекспир, русск. текст С. Маршака
- Твае рукі муз. Н. Петренко, сл. Я. Сипакова
- Ты моя надежда — 1975 г. муз. Э. Ханка, сл. В.Бокова
- Уголок России — 1979 г. муз. В. Шаинского, сл. Е. Шевелевой
Песни самой разной тематики, самых разных композиторов, созданные и записанные в разные годы, вместил этот альбом антологии. Многие из них — аранжировки Владимира Мулявина. Несмотря на свою несхожесть, песни эти по-разному раскрывают не только музыкальный образ «Песняров», но и вводят в творческую лабораторию ансамбля. В подтверждение этого достаточно сравнить приведенные здесь две версии песни «За полчаса до весны». Первая — достаточно традиционна для советской эстрады, во второй — аранжировка включила элементы рока, усиленные ритмические акценты и многоголосные подпевки — своеобразный фирменный прием «Песняров».
Песня «Каждый четвертый» — а-capella. Этот жанр особенно ярко раскрывал вокальное мастерство музыкантов. Исполнялась песня редко, поэтому запись хорошего качества отыскать было невозможно. Рядом с ней «Калыханка» — маленький шедевр Дмитрия Явтуховича. Останься он в cоставе ансамбля, — он мог бы стать одним из наиболее ярких авторов «Песняров». Заводная, какая-то необузданная по мелодике песня «Конь незацугляны» Э. Ханка; знаковая для самого В. Мулявина «Малітва» О. Молчана; рано вошедшие в репертуар ансамбля «Снег» Н. Христофорова и «Уголок России» В. Шаинского обогащают тематику песен данного альбома. Разнообразие произведений, представленных в альбоме, показывает, что репертуар «Песняров» на протяжении многих лет пополнялся произведениями советских композиторов и песнями участников коллектива. У каждой из них была своя судьба: некоторые песни можно рассматривать как проходные номера в программах ансамбля, другие же стали «знаковыми» в наследии ансамбля. Но все вместе они представляют важные штрихи к творческому портрету «Песняров». Все эти песни включены были в репертуар ансамбля волею Владимира Мулявина и чаще всего аранжированы им.
Ранние записи песен в исполнении ансамбля «Песняры» («Лявоны»)
Диск №19
- Вчера (Yesterday) — 1968 г. J. Lennon — P. McCartney, русск. текст В. Яшкина
- Делайла (Delilah) — 1968 г. муз. и сл. J. Reed
- Московские окна — 1976 г. муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского
- Облади, облада (Ob-la-di, Ob-la-da) — 1968 г. J. Lennon — P. McCartney, русск. текст В. Яшкина
- Полюшко-поле муз. Л. Книппера, сл. В. Гусева
- Расцвела сирень муз. Ю. Милютина, сл. А. Сафронова
- Темная ночь муз. Н. Богословского, сл. В. Гуревича
- Черное море мое муз. О. Фельцмана, сл. М. Матусовского
- Молодой агроном — авторы не установлены
- Снегурочка — авторы не установлены
- Седина в бороду муз. и сл. Лоры Квинт
Последний альбом антологии состоит из очень разных произведений и охватывает записи «Песняров» от первых лет существования коллектива до последних дней жизни Владимира Мулявина. Первые восемь номеров — это исключительно концертные записи того времени, когда «Песняров» как таковых еще не существовало. Предположительно, записи эти были сделаны во время концерта ансамбля «Лявоны» в Белорусском государственном университете. Датированы они 1968 г. и отчетливо показывают зарождение коллектива, когда, с одной стороны, музыканты склонялись к исполнению русскоязычных версий произведений из репертуара западных коллективов и солистов, с другой — делали смелые попытки по-новому прочитать классические произведения советской эстрады. Достаточно вслушаться в исполнение песни «Полюшко-поле», чтобы уловить те вокальные приемы, характерное «песняровское» многоголосие, которые вскоре станут своеобразным «товарным» знаком коллектива. Среди этих песен есть и «Темная ночь», благодаря которой ансамбль стал известен во всем СССР.
Конечно, записи многих из песен не дотягивают до требуемого качества, но они включены в антологию, прежде всего, как ценный исторический материал, который особенно интересен для поклонников творчества ансамбля и коллекционеров. Символично, что завершает альбом и всю антологию песня «Седина в бороду», написанная Лорой Квинт специально для Владимира Мулявина. Но… исполнить ее со своим ансамблем песняр уже не успел.